икьрош еиквилХ .ьсолакраВ»
,еван оп ьсилярыП
,икюлез илатокюрх И
«.евом в икизмюм каК
Льюис Кэрролл
(в переводе Д. Орловской)
,еван оп ьсилярыП
,икюлез илатокюрх И
«.евом в икизмюм каК
Льюис Кэрролл
(в переводе Д. Орловской)
Кэрролл понимал, как устроено детское мышление, и придумывал истории и шутки, которые нравятся детям. Он не только писатель, а еще – математик, логик, философ, диакон и фотограф. Его сказки написаны буквально для хозяйки кристаллизовавшегося интеллекта и латерального мышления. Собственно, эпиграф – один из примеров обращения писателя к Белой Королеве.
Заумь, заумный язык – литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысливаемыми как языковые. Механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные комбинации, а читателю — это (или какое-то иное) значение из них выделять.
Чёткая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным.
Не понимает только тот, кто глуп,
Что в это время уж варили суп.
Вот хлипкие и ловкие хорьки,
А вот позеленели индюки,
Что хрюкают, хохочут и летают,
И ничего совсем не понимают.
Хорьки - как будто штопоры и змеи:
Ныряют, крутят, скачут всё быстрее.
И если штопор крутится направо -
То он, конечно, прыгает на траву.
Трава же эта очень далеко,
И до нее добраться нелегко.
Но если штопор крутится налево -
Его не завернет и Королева.
А потом «правильные» психологи всё пытаются подвергнуть логическому анализу и опошляют: Был ли Льюис Кэрролл педофилом? («Нет никакого сомнения в том, что Кэрролл любил маленьких девочек... Я просмотрел дюжину критических статей о фотовыставке в Музее современного искусства Сан-Франциско. Их главная тема - не являются ли фотографии маленьких девочек, которые делал Кэрролл, "замаскированной порнографией"? Почему он "преследовал" и фотографировал их везде и всюду - в поездах, в магазинах, на пляжах? Почему он носил с собой детские игрушки-головоломки? Чтобы ловить на них, как на наживку, жертв своей порочной страсти? Он писал им письма, в которых говорилось: "Мы еще помним друг друга и испытываем друг к другу трепетную привязанность"»).
Конечно Белую Королеву, как королеву любви, хозяйку привязанностей, эмоций, чувств и страсти невозможно отделить от сексуальности. Сексуальный подтекст там конечно есть, но ведь про педофила – перегиб, такой же как и популярные размышления о гомосексуализме Леонардо да Винчи. Концепция Фрейда в психологии давно уже не абсолют. Да и факты остаются фактами – отсутствующими в обоих случаях для подтверждения достоверности подобных выводов.
Последняя голливудская экранизация всемирно известных сказок на самом деле – нонсенс. Режиссер исковеркал мир, продемонстрированный писателем, наделив его логичным рациональным повествованием: «Фильм можно считать продолжением произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Сам Бёртон рассказал, что сказки Кэрролла всегда были историями о девочке, ходящей от одного персонажа к другому, и он не чувствовал эмоционального (забавно звучит) взаимодействия, поэтому он хотел, чтобы его творение было настоящей историей, а не просто последовательностью событий. В фильме Алисе уже 19 лет. Случайным образом она возвращается в Страну чудес, где она была тринадцать лет назад».
В 19-летнем возрасте только и можно вернуться в «настоящую историю», но не в сказку. Во фрагментарности и хаотичности повествования автором непроизвольно заложена сама суть левизны и писателя и юных читателей, а точнее, маленьких слушателей, ведь им сказку обычно рассказывают.
Наверняка многим известна с детства аудиопостановка «Алисы в стране чудес» по стихам Владимира Высоцкого. В сети существует её версия со спецэффектом в виде треска иглы, сбивающейся со звуковой дорожки на моментах смены фрагментов. От него создается бесподобная иллюзия, что проигрыватель блуждает по пластинке, выхватывая отдельные эпизоды и обрывая рассказ. Это изящно подчеркивает «путаницу» в сказке и действует в голове, периодически «укладывая на лопатки» Красную Королеву по ходу повествования.
Официальное переиздание на компакт-диске фирмой «Мелодия» имеет в этих местах аккуратные выдержанные паузы ожидания – промежутки тишины, лишающие всякой неожиданности, делающие повествование монотонным, такой же «настоящей историей».
А Бертону, конечно, надо отдать должное за готический образ Белой Королевы с алхимическим ведовским привкусом.
♠ ♥ ♣ ♦
Как видим, несовершенство условной логической модели мира Красной Королевы (её поверхностного видения действительности) и фундаментальные противоречия на данном этапе развития самой логики приводят к существованию в культуре пласта информации, смысл которой не лежит на поверхности в плоскости её видения и часто пропускается через фильтр условности восприятия мира – мимо ушей, глаз и сознания (наверно, доброй половины людей).
Модель мира – фундаментальная функция (обучаемого) мозга в организме. Об этом вся теория управления.
Для Белой Королевы органичен научный подход (с его БЕСКОНЕЧНЫМ процессом познания), ведь она посредством всего своего сенсорного восприятия имеет дело с объективной реальностью, на которой непрерывно строит свою Модель, проверяет её на своих ошибках и синтезирует что-то новое.
И если Белая Королева работает с неполными данными и (как и квантовая система) дает результат, только с некоторой вероятностью, являющийся правильным, то Красной Королеве просто необходимо замыкание модели мира (смотри проблемы разрешения, остановки и зависания). Так, собственно, родилась РЕЛИГИЯ. Её ДОГМАТЫ – это АКСИОМЫ, а МОРАЛЬ – защитный механизм или «протез» НРАВСТВЕННОСТИ, также органичной для Белой Королевы с её моделью, отражающей действительность, и фундаментальным зеркальным принципом, гласящим: «обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой» (как уже говорилось в первой части – «make love not war»).
По мере становления и «взросления» Красной Королевы трансформировалась и религия от первобытного поклонения стихиям до монотеизма (по сути – поклонения Эго).
♠ ♥ ♣ ♦
Вернемся к социуму и той самой Матрице Красной Королевы Логики. Любая система должна быть целостной, не содержать внутренних противоречий. Всё не повторяемое, нестандартное (не системное), необъяснимое (не понятное в рамках системы) не может в ней спокойно существовать не разбалансируя и не разрушая её.
Одним из подобных дестабилизирующих факторов для общества, как системы, длительное время в большинстве культур (за исключением разве что цивилизации Инков, разрешивших противоречие обратным способом) выступали левши. Во многих странах леворукость выжигали каленым железом.
Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков. Все это левшам вредило мало, их не любили, по крайней мере, просто избегали.
А вот Средневековье и Святая инквизиция XVI-XVII столетий принесла им гораздо больше несчастий. Почти все левши (в довесок к своей индивидуальности) имеют задатки к «оккультизму и магии» (читай, каким-то навыкам, которые невозможно объяснить в условной и ограниченной модели мира Красной Королевы) – тогда это служило меткой. Священные костры Инквизиции потребляли много дров.
Из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол - левша. Факт наделения дьявола левизной справедлив, потому как сама суть ИСКУШЕНИЯ – есть сопротивление разрушению стройной, но условной, базирующейся на догматах картины (читай модели) мира Красной Королевы Логики импульсивностью Белой Королевы Вероятности с её набором противоречивых нерациональных знаний, имеющих вескую опытную доказательную базу. Это всего лишь одно из проявлений фундаментального несовершенства логики и яркий пример неустойчивости искажения реальности при её подмене условной моделью.
В христианстве ЗМЕЙ – амбивалентный символ: это и Христос, как мудрость, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы, и дьявол в его хтонической ипостаси. Змей – это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Данте отождествляет змея с врагом, но если он обвивает Древо Жизни, то это мудрость и благоприятный символ; если же Древо Познания, то это Люцифер и вредоносное начало.
Он – СИМВОЛ ПОЗНАНИЯ – бесконечного неотъемлемого процесса, которым занята Белая Королева. Наглядный пример тому – Леонардо да Винчи с его признанием единственным критерием истины – опыта.
Противопоставляя метод наблюдения и ИНДУКЦИИ отвлечённому умозрению Леонардо не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой СХОЛАСТИКЕ с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и ДЕДУКЦИИ. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить – значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов.
Так Леонардо да Винчи занимается своего рода ИКОНОБОРЧЕСТВОМ, приходя к отрицанию не только схоластики (отзвука феодально-средневековой культуры), но и ГУМАНИЗМА (продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних). Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой НАУКИ.
Возвращаясь к библейскому сюжету, можно добавить, что само ГРЕХОПАДЕНИЕ, то есть познание бинарной дискретной категории добра и зла, знаменует собой рождение Красной Королевы, за которую человек себя в каком-то смысле и покарал, утратив гармонию с окружающим миром научившись умышленно (целенаправленно) причинять зло.
Темные Средние века резко сократили количество левшей среди европейского населения до 5%. Последующие XVIII и XIX сохранили к ним очень предвзятое отношение. Во Франции до конца 60-х годов прошлого века категорически запрещали писать «не той» рукой. В Японии левши (леворукие люди) долгое время считались гражданами второго сорта. В индийских деревнях могли даже искалечить левую руку. Представители нигерийской народности йоруба считают левшей ненормальными.
В СССР вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой, как все. Ломка оборачивалась жестокими неврозами, дефектами речи, комплексами. Но никакие репрессии не могут вытравить левизну до конца. Переученные левши хоть и пишут правой, но рисуют, шьют, вышивают или дерутся все равно левой.
♠ ♥ ♣ ♦
Несмотря на такую агрессию общества доминантной правой руки на всём протяжении истории человечества можно проследить (кажущуюся забавной) статистику, из которой даже инки не выпадают – во главе стран и особенно империй зачастую оказывались и сейчас находятся левши, что наглядно демонстрирует список политиков из предыдущей части.
Это является косвенным подтверждением стремления Белой Королевы к синтезу и зависимости от уровня развития неокортекса (а значит и Красной Королевы) ограничения на количество постоянных социальных связей, которые человек в состоянии поддерживать. Обобщая, можно предположить, что число Данбара также косвенно характеризует фундаментальный физический лимит подвижного интеллекта на максимальную ёмкость одновременно обрабатываемых связанных в иерархию элементов (своего рода максимально поддерживаемый размер массива для арифметико-логического устройства Красной Королевы), который должен проявляться во всех сферах жизнедеятельности.
Вероятно, у левшей в силу их организации мозга данная характеристика обладает другим ресурсом и механизмом функционирования. А может, инициативность и склонность к обособленности (одиночеству) лишь ослабляет значимость барьера (когда большинство окружающих людей обезличены). Но, скорее всего, имеет место и то и другое. Белая Королева умеет (в некотором роде) любить и воспринимать окружающую действительность целиком, со всеми себе подобными. В силу лучшей детализации своей модели она умеет выделять и сохранять в ней большее количество социальных связей, хоть и социально мене значимых.
Эта особенность проявляется и у творческих личностей – музыкантов, певцов, актеров, ораторов. С толпой общается Белая Королева. Она чувствует её эмоциональную энергетику и может посредством эмпатии передавать своё эмоциональное состояние большому количеству людей.
♠ ♥ ♣ ♦
Система образования по мере раскручивания маховика власти Красной Королевы трансформировалась аналогично религии. Кульминацией этой трансформации стала её дивергенция к двум противоположным полюсам (творческому и ремесленному), приведшая к деградации интеллектуальных и творческих способностей основной массы представителей общества.
Сейчас понемногу происходит осознание этого, что весьма наглядно показывает видео.
Так маятник эволюции снова движется в сторону Белой Королевы кристаллизовавшегося интеллекта. Мы невольно становимся кибернетическими организмами, вооружив её счетами, калькулятором, часами и по пути модернизируем Красную Королеву печатными типографскими, а затем и интерактивными ресурсами века цифровых технологий.
Делают нас эти «протезы» умнее либо глупее? Трудный вопрос. Очевидно лишь то, что для стремительно растущего информационного потока, обрушившегося на нас, нужен новый более мощный и более взрослый мозг.
♠ ♥ ♣ ♦
И в заключение - небольшое (но забавное) лирическое отступление.
Есть такой клип P!nk - Stupid Girls. Для начала посмотрите его не читая текст ниже, особенно, если до этого вы данный клип ни разу не видели – так обычно «видит» Красная Королева, по большей части обращает внимание на «стёб» над Мадонной, остальной «попсой» и навязываемыми современным обществом приоритетами и ценностями, в чем легко убедиться, полистав форумы, посвященные «сабжу».
А теперь прокрутите второй раз – уже глазами Белой Королевы, ведь каждый повторный просмотр видеоролика лишь усиливает информацию, которая будет сохранена и использована (кристаллизовавшимся интеллектом). Поможем ему стоп-кадром, обратите внимание на:
- маленькую девочку;
- духов справа и слева от неё;
- эпизод про этикет на 0:13-0:18, смотреть на руки, левую и правую – это кроме прочего к вопросу о поведенческих реакциях, штампах и схемах в них, что вообще показано "красной" линией по всему клипу в неумении героини-левши быть «как все»;
- женщину-президента, особенно начиная с 1:05... – "правильная" амбициозная цель в жизни (вспомним, что последние 4 президента США – левши);
- учителя, заканчивая ...1:08, в связке с президентом – система образования, общество и навязываемое ими поведение, опять же левое и правое, т.е. правильное, левая и правая рука);
- и, особенно, концовку на 3:18-3:31, расположение и состав игрушек справа и слева и выбор оставаться «пацанкой» (ребенком) или «повзрослеть»;
- и последний жест левого духа.
Слова из песни P!nk: «The world believes it and I'm going crazy. I cannot take any more. I'm so glad that I'll never fit in that will never be me. Outcasts and girls with ambition that's what I wanna see». Это еще одна небольшая наглядная демонстрация иконоборчества (читай, противостояния системе), частенько присущего левшам во всех сферах жизни, их предпочтений в людях, низкой социальной адаптации, частого обособления и одиночества.
♠ ♥ ♣ ♦
Еще один любопытный клип – Lady Gaga - Born This Way, проповедующий любовь к себе такому, какой ты есть, каким бы нестандартным ты ни родился.
Формально здесь можно увидеть пропаганду терпимости к гомосексуализму (розовый треугольник и т.п.) и всяким меньшинствам. Но, клип по сути своей является манифестом левшей (которых тоже меньшинство). Многое в нем и так понятно (при некотором владении английским и некоторой внимательности).
Также разберем его со стоп-кадром, обратите внимание на:
- трансформацию (оборачивание) монстра-матери;
- содержание вступительного повествования 0:30-2:22 (конечное и бесконечное, числа, ощущение будущего, т.е. интуиция и т.п.);
- красный череп, олицетворяющий рождение зла на 1:22;
- расщепление единого существа на две агонизирующие составляющие (Красная и Белая Королевы) 1:39-2:13;
- сцену стройных рядов «молящегося» (подчиненного системе) общества на 2:22-3:05, в котором свободно идет левша (левая рука, поднятая при словах «я рождена такой») и становится в единый строй для того, чтобы впоследствии поднять за собой остальных;
- призыв быть «королевой» на 4:02-4:06;
- противопоставление на 4:10-4:39 эмоциональности и импульсивности певицы-левши (которая, к тому же, выходит по левую сторону) спокойствию Рика Генеста (читай, её противоположности - правши);
- непристойный жест правой рукой на 5:34;
- обращение треугольника из вступления в перевернутую фигуру в конце клипа.
Легенды о единорогах слагались по всему миру. Повсюду единорог воплощал в себе только самые прекрасные качества: силу и свободу, чистоту и целомудрие, доблесть и мужество, мудрость и магические способности.
Конечно, хотелось бы жить в той УТОПИИ, которая обрисована во вступлении клипа. Увы, социум еще очень не скоро будет готов к тому, чтобы освободиться от суждений и предрассудков, выключить мораль, а может не будет готов никогда. Измениться для этого должны, в первую очередь, люди а не только система (что, вообще говоря, взаимосвязано). Пока же о приручении удивительных единорогов, как и в старые времена, не может быть и речи.
♠ ♥ ♣ ♦
В свете вышесказанного забавно выглядит картинка, подвернувшаяся как-то на сайте своеобразной социальной сети Леди Гага. Интересно, осознавал ли её создатель всю иронию своего заблуждения?
Иногда смешно читать подобное, когда автор совершенно не в теме. Политические моменты Earth Song – только одна, поверхностная логическая количественно измеримая финансовая сторона проблемы, строго говоря, тоже нравственной. Но есть еще - внутренняя сложная нелогичная иррациональная, которую в приведенном примере, как и положено, Красная Королева «боится», отвергает и предаёт анафеме, ведь и от энергетики Earth Song «тащится» не она, а Белая Королева.
Один из финальных эпизодов клипа Леди Гага (силуэт с перчатками и слеза из правого глаза) – дань памяти Майклу Джексону, который (в некотором роде) тоже был монстром.
♠ ♥ ♣ ♦
Вот такая «детская» сказка у Льюиса Кэрролла.
– Прибавить я еще могу, если достанет времени, – тихо сказала Белая Королева. – Но отнимать! Нет, отнять мне не по силам.
Двусмысленная штука. "Прибавить" (читай) – интегрировать Белая Королева может, а "отнимать" (читай) – "разделять и властвовать", т.е. дифференцировать – удел Красной Королевы. Это те самые Ньютон и Лейбниц, Наполеон и Кутузов, Юнг и Фрейд. Это природа человеческой доброты (корни Супер-Эго) и эгоизма (Эго). Это левша и правша. Это кристаллизовавшийся и подвижный интеллект. Эти начала есть у всех людей, но смешаны по разному.
Постскриптум.
Изложенные в блоге рассуждение не лишены противоречий. Основная их цель – озвучить максимальному количеству людей схему амбивалентной непрерывной эволюции разума, как системы, управляющей видом, организмом, обществом и объективной реальностью.
Эволюция мозга (в самом начале) "квантована" изолированными ступеньками для наглядности и лучшего понимания двойственности механизмов мышления.
Если принять во внимание птиц, которые также заботятся о потомстве и являются прямыми потомками динозавров, но шли другим эволюционным путем, очевидно, что зарождение Белой Королевы происходило еще у динозавров (может это их и обособило от более примитивных рептилий), а необходимость в чем-то, подобном эмпатии, возникла еще у самых первых двуполых существ.
В рамках предложенной гипотезы возникновения и развития мозга также можно предположить его дальнейшее эволюционирование, которое должно привести к разделению его на два почти равноправных малозависимых Вычислителя (см. ЗАБАВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ) с общей долговременной памятью и небольшим перекосом для левого полушария в сторону преобладания анализа и для правого - синтеза. Соответственно, каждая из гемисфер должна иметь тенденцию к новому делению на индивидуальные (поверхностные, лобные) модули анализа и (более глубокие, тыловые) модули синтеза и визуальной обработки. Представленность остальных органов чувств будет соответствовать сложившемуся историческому (эволюционному) распределению.
К размышлению...
Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Льюис Кэрролл [перевод и послесловие Н. М. Демуровой; стихи в переводах С. Я. Маршака и Д. Г. Орловской; иллюстрации П. Чуклева]. – София: Издательство литературы на иностранных языках, 1967. – 226 с.
No comments:
Post a Comment