Меню

Описание механизма возникновения и эволюции мозга (интеллекта) в четырех частях. Факты, выводы и немного "сказки". Требуются познания в области общей теории систем и многих специализированных областях знаний. Карточная символика и прочие атрибуты - дань гениальному Льюису Кэрроллу и теории вероятностей.

четверг, 18 апреля 2013 г.

Прогулка в "Зазеркалье" или откуда мы пришли (часть четвертая)

икьрош еиквилХ .ьсолакраВ»
,еван оп ьсилярыП
,икюлез илатокюрх И
«.евом в икизмюм каК

Льюис Кэрролл
(в переводе Д. Орловской)

         {}

Кэрролл понимал, как устроено детское мышление, и придумывал истории и шутки, которые нравятся детям. Он не только писатель, а еще – математик, логик, философ, диакон и фотограф. Его сказки написаны буквально для хозяйки кристаллизовавшегося интеллекта и латерального мышления. Собственно, эпиграф – один из примеров обращения писателя к Белой Королеве.

Заумь, заумный язык – литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысливаемыми как языковые. Механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные комбинации, а читателю — это (или какое-то иное) значение из них выделять.

Чёткая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным.
Не понимает только тот, кто глуп,
Что в это время уж варили суп.
Вот хлипкие и ловкие хорьки,
А вот позеленели индюки,
Что хрюкают, хохочут и летают,
И ничего совсем не понимают.
Хорьки - как будто штопоры и змеи:
Ныряют, крутят, скачут всё быстрее.
И если штопор крутится направо -
То он, конечно, прыгает на траву.
Трава же эта очень далеко,
И до нее добраться нелегко.
Но если штопор крутится налево -
Его не завернет и Королева.
А потом «правильные» психологи всё пытаются подвергнуть логическому анализу и опошляют: Был ли Льюис Кэрролл педофилом?Нет никакого сомнения в том, что Кэрролл любил маленьких девочек... Я просмотрел дюжину критических статей о фотовыставке в Музее современного искусства Сан-Франциско. Их главная тема - не являются ли фотографии маленьких девочек, которые делал Кэрролл, "замаскированной порнографией"? Почему он "преследовал" и фотографировал их везде и всюду - в поездах, в магазинах, на пляжах? Почему он носил с собой детские игрушки-головоломки? Чтобы ловить на них, как на наживку, жертв своей порочной страсти? Он писал им письма, в которых говорилось: "Мы еще помним друг друга и испытываем друг к другу трепетную привязанность"»).

Конечно Белую Королеву, как королеву любви, хозяйку привязанностей, эмоций, чувств и страсти невозможно отделить от сексуальности. Сексуальный подтекст там конечно есть, но ведь про педофила – перегиб, такой же как и популярные размышления о гомосексуализме Леонардо да Винчи. Концепция Фрейда в психологии давно уже не абсолют. Да и факты остаются фактами – отсутствующими в обоих случаях для подтверждения достоверности подобных выводов.

Последняя голливудская экранизация всемирно известных сказок на самом деле – нонсенс. Режиссер исковеркал мир, продемонстрированный писателем, наделив его логичным рациональным повествованием: «Фильм можно считать продолжением произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Сам Бёртон рассказал, что сказки Кэрролла всегда были историями о девочке, ходящей от одного персонажа к другому, и он не чувствовал эмоционального (забавно звучит) взаимодействия, поэтому он хотел, чтобы его творение было настоящей историей, а не просто последовательностью событий. В фильме Алисе уже 19 лет. Случайным образом она возвращается в Страну чудес, где она была тринадцать лет назад».

В 19-летнем возрасте только и можно вернуться в «настоящую историю», но не в сказку. Во фрагментарности и хаотичности повествования автором непроизвольно заложена сама суть левизны и писателя и юных читателей, а точнее, маленьких слушателей, ведь им сказку обычно рассказывают.

Наверняка многим известна с детства аудиопостановка «Алисы в стране чудес» по стихам Владимира Высоцкого. В сети существует её версия со спецэффектом в виде треска иглы, сбивающейся со звуковой дорожки на моментах смены фрагментов. От него создается бесподобная иллюзия, что проигрыватель блуждает по пластинке, выхватывая отдельные эпизоды и обрывая рассказ. Это изящно подчеркивает «путаницу» в сказке и действует в голове, периодически «укладывая на лопатки» Красную Королеву по ходу повествования.

Официальное переиздание на компакт-диске фирмой «Мелодия» имеет в этих местах аккуратные выдержанные паузы ожидания – промежутки тишины, лишающие всякой неожиданности, делающие повествование монотонным, такой же «настоящей историей».

А Бертону, конечно, надо отдать должное за готический образ Белой Королевы с алхимическим ведовским привкусом.

Белая Королева


Как видим, несовершенство условной логической модели мира Красной Королевы (её поверхностного видения действительности) и фундаментальные противоречия на данном этапе развития самой логики приводят к существованию в культуре пласта информации, смысл которой не лежит на поверхности в плоскости её видения и часто пропускается через фильтр условности восприятия мира – мимо ушей, глаз и сознания (наверно, доброй половины людей).

Модель мира – фундаментальная функция (обучаемого) мозга в организме. Об этом вся теория управления.

Для Белой Королевы органичен научный подход (с его БЕСКОНЕЧНЫМ процессом познания), ведь она посредством всего своего сенсорного восприятия имеет дело с объективной реальностью, на которой непрерывно строит свою Модель, проверяет её на своих ошибках и синтезирует что-то новое.

И если Белая Королева работает с неполными данными и (как и квантовая система) дает результат, только с некоторой вероятностью, являющийся правильным, то Красной Королеве просто необходимо замыкание модели мира (смотри проблемы разрешения, остановки и зависания). Так, собственно, родилась РЕЛИГИЯ. Её ДОГМАТЫ – это АКСИОМЫ, а МОРАЛЬ – защитный механизм или «протез» НРАВСТВЕННОСТИ, также органичной для Белой Королевы с её моделью, отражающей действительность, и фундаментальным зеркальным принципом, гласящим: «обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой» (как уже говорилось в первой части – «make love not war»).

По мере становления и «взросления» Красной Королевы трансформировалась и религия от первобытного поклонения стихиям до монотеизма (по сути – поклонения Эго).


Вернемся к социуму и той самой Матрице Красной Королевы Логики. Любая система должна быть целостной, не содержать внутренних противоречий. Всё не повторяемое, нестандартное (не системное), необъяснимое (не понятное в рамках системы) не может в ней спокойно существовать не разбалансируя и не разрушая её.

Одним из подобных дестабилизирующих факторов для общества, как системы, длительное время в большинстве культур (за исключением разве что цивилизации Инков, разрешивших противоречие обратным способом) выступали левши. Во многих странах леворукость выжигали каленым железом.

Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков. Все это левшам вредило мало, их не любили, по крайней мере, просто избегали.

А вот Средневековье и Святая инквизиция XVI-XVII столетий принесла им гораздо больше несчастий. Почти все левши (в довесок к своей индивидуальности) имеют задатки к «оккультизму и магии» (читай, каким-то навыкам, которые невозможно объяснить в условной и ограниченной модели мира Красной Королевы) – тогда это служило меткой. Священные костры Инквизиции потребляли много дров.

Из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол - левша. Факт наделения дьявола левизной справедлив, потому как сама суть ИСКУШЕНИЯ – есть сопротивление разрушению стройной, но условной, базирующейся на догматах картины (читай модели) мира Красной Королевы Логики импульсивностью Белой Королевы Вероятности с её набором противоречивых нерациональных знаний, имеющих вескую опытную доказательную базу. Это всего лишь одно из проявлений фундаментального несовершенства логики и яркий пример неустойчивости искажения реальности при её подмене условной моделью.

В христианстве ЗМЕЙамбивалентный символ: это и Христос, как мудрость, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы, и дьявол в его хтонической ипостаси. Змей – это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Данте отождествляет змея с врагом, но если он обвивает Древо Жизни, то это мудрость и благоприятный символ; если же Древо Познания, то это Люцифер и вредоносное начало.

Он – СИМВОЛ ПОЗНАНИЯ – бесконечного неотъемлемого процесса, которым занята Белая Королева. Наглядный пример тому – Леонардо да Винчи с его признанием единственным критерием истины – опыта.

Противопоставляя метод наблюдения и ИНДУКЦИИ отвлечённому умозрению Леонардо не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой СХОЛАСТИКЕ с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и ДЕДУКЦИИ. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить – значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов.

Так Леонардо да Винчи занимается своего рода ИКОНОБОРЧЕСТВОМ, приходя к отрицанию не только схоластики (отзвука феодально-средневековой культуры), но и ГУМАНИЗМА (продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних). Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой НАУКИ.

Возвращаясь к библейскому сюжету, можно добавить, что само ГРЕХОПАДЕНИЕ, то есть познание бинарной дискретной категории добра и зла, знаменует собой рождение Красной Королевы, за которую человек себя в каком-то смысле и покарал, утратив гармонию с окружающим миром научившись умышленно (целенаправленно) причинять зло.

Темные Средние века резко сократили количество левшей среди европейского населения до 5%. Последующие XVIII и XIX сохранили к ним очень предвзятое отношение. Во Франции до конца 60-х годов прошлого века категорически запрещали писать «не той» рукой. В Японии левши (леворукие люди) долгое время считались гражданами второго сорта. В индийских деревнях могли даже искалечить левую руку. Представители нигерийской народности йоруба считают левшей ненормальными.

В СССР вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой, как все. Ломка оборачивалась жестокими неврозами, дефектами речи, комплексами. Но никакие репрессии не могут вытравить левизну до конца. Переученные левши хоть и пишут правой, но рисуют, шьют, вышивают или дерутся все равно левой.


Несмотря на такую агрессию общества доминантной правой руки на всём протяжении истории человечества можно проследить (кажущуюся забавной) статистику, из которой даже инки не выпадают – во главе стран и особенно империй зачастую оказывались и сейчас находятся левши, что наглядно демонстрирует список политиков из предыдущей части.

Это является косвенным подтверждением стремления Белой Королевы к синтезу и зависимости от уровня развития неокортекса (а значит и Красной Королевы) ограничения на количество постоянных социальных связей, которые человек в состоянии поддерживать. Обобщая, можно предположить, что число Данбара также косвенно характеризует фундаментальный физический лимит подвижного интеллекта на максимальную ёмкость одновременно обрабатываемых связанных в иерархию элементов (своего рода максимально поддерживаемый размер массива для арифметико-логического устройства Красной Королевы), который должен проявляться во всех сферах жизнедеятельности.

Вероятно, у левшей в силу их организации мозга данная характеристика обладает другим ресурсом и механизмом функционирования. А может, инициативность и склонность к обособленности (одиночеству) лишь ослабляет значимость барьера (когда большинство окружающих людей обезличены). Но, скорее всего, имеет место и то и другое. Белая Королева умеет (в некотором роде) любить и воспринимать окружающую действительность целиком, со всеми себе подобными. В силу лучшей детализации своей модели она умеет выделять и сохранять в ней большее количество социальных связей, хоть и социально мене значимых.

Эта особенность проявляется и у творческих личностей – музыкантов, певцов, актеров, ораторов. С толпой общается Белая Королева. Она чувствует её эмоциональную энергетику и может посредством эмпатии передавать своё эмоциональное состояние большому количеству людей.


Система образования по мере раскручивания маховика власти Красной Королевы трансформировалась аналогично религии. Кульминацией этой трансформации стала её дивергенция к двум противоположным полюсам (творческому и ремесленному), приведшая к деградации интеллектуальных и творческих способностей основной массы представителей общества.

Сейчас понемногу происходит осознание этого, что весьма наглядно показывает видео.



Так маятник эволюции снова движется в сторону Белой Королевы кристаллизовавшегося интеллекта. Мы невольно становимся кибернетическими организмами, вооружив её счетами, калькулятором, часами и по пути модернизируем Красную Королеву печатными типографскими, а затем и интерактивными ресурсами века цифровых технологий.

Делают нас эти «протезы» умнее либо глупее? Трудный вопрос. Очевидно лишь то, что для стремительно растущего информационного потока, обрушившегося на нас, нужен новый более мощный и более взрослый мозг.


И в заключение - небольшое (но забавное) лирическое отступление.

Есть такой клип P!nk - Stupid Girls. Для начала посмотрите его не читая текст ниже, особенно, если до этого вы данный клип ни разу не видели – так обычно «видит» Красная Королева, по большей части обращает внимание на «стёб» над Мадонной, остальной «попсой» и навязываемыми современным обществом приоритетами и ценностями, в чем легко убедиться, полистав форумы, посвященные «сабжу».



А теперь прокрутите второй раз – уже глазами Белой Королевы, ведь каждый повторный просмотр видеоролика лишь усиливает информацию, которая будет сохранена и использована (кристаллизовавшимся интеллектом). Поможем ему стоп-кадром, обратите внимание на:
  • маленькую девочку;
  • духов справа и слева от неё;
  • эпизод про этикет на 0:13-0:18, смотреть на руки, левую и правую – это кроме прочего к вопросу о поведенческих реакциях, штампах и схемах в них, что вообще показано "красной" линией по всему клипу в неумении героини-левши быть «как все»;
  • женщину-президента, особенно начиная с 1:05... – "правильная" амбициозная цель в жизни (вспомним, что последние 4 президента США – левши);
  • учителя, заканчивая ...1:08, в связке с президентом – система образования, общество и навязываемое ими поведение, опять же левое и правое, т.е. правильное, левая и правая рука);
  • и, особенно, концовку на 3:18-3:31, расположение и состав игрушек справа и слева и выбор оставаться «пацанкой» (ребенком) или «повзрослеть»;
  • и последний жест левого духа.
Слова из песни P!nk: «The world believes it and I'm going crazy. I cannot take any more. I'm so glad that I'll never fit in that will never be me. Outcasts and girls with ambition that's what I wanna see». Это еще одна небольшая наглядная демонстрация иконоборчества (читай, противостояния системе), частенько присущего левшам во всех сферах жизни, их предпочтений в людях, низкой социальной адаптации, частого обособления и одиночества.


Еще один любопытный клип – Lady Gaga - Born This Way, проповедующий любовь к себе такому, какой ты есть, каким бы нестандартным ты ни родился.

Формально здесь можно увидеть пропаганду терпимости к гомосексуализму (розовый треугольник и т.п.) и всяким меньшинствам. Но, клип по сути своей является манифестом левшей (которых тоже меньшинство). Многое в нем и так понятно (при некотором владении английским и некоторой внимательности).



Также разберем его со стоп-кадром, обратите внимание на:
  • трансформацию (оборачивание) монстра-матери;
  • содержание вступительного повествования 0:30-2:22 (конечное и бесконечное, числа, ощущение будущего, т.е. интуиция и т.п.);
  • красный череп, олицетворяющий рождение зла на 1:22;
  • расщепление единого существа на две агонизирующие составляющие (Красная и Белая Королевы) 1:39-2:13;
  • сцену стройных рядов «молящегося» (подчиненного системе) общества на 2:22-3:05, в котором свободно идет левша (левая рука, поднятая при словах «я рождена такой») и становится в единый строй для того, чтобы впоследствии поднять за собой остальных;
  • призыв быть «королевой» на 4:02-4:06;
  • противопоставление на 4:10-4:39 эмоциональности и импульсивности певицы-левши (которая, к тому же, выходит по левую сторону) спокойствию Рика Генеста (читай, её противоположности - правши);
  • непристойный жест правой рукой на 5:34;
  • обращение треугольника из вступления в перевернутую фигуру в конце клипа.
Легенды о единорогах слагались по всему миру. Повсюду единорог воплощал в себе только самые прекрасные качества: силу и свободу, чистоту и целомудрие, доблесть и мужество, мудрость и магические способности.

Конечно, хотелось бы жить в той УТОПИИ, которая обрисована во вступлении клипа. Увы, социум еще очень не скоро будет готов к тому, чтобы освободиться от суждений и предрассудков, выключить мораль, а может не будет готов никогда. Измениться для этого должны, в первую очередь, люди а не только система (что, вообще говоря, взаимосвязано). Пока же о приручении удивительных единорогов, как и в старые времена, не может быть и речи.


В свете вышесказанного забавно выглядит картинка, подвернувшаяся как-то на сайте своеобразной социальной сети Леди Гага. Интересно, осознавал ли её создатель всю иронию своего заблуждения?

Your/My White Queen

Иногда смешно читать подобное, когда автор совершенно не в теме. Политические моменты Earth Song – только одна, поверхностная логическая количественно измеримая финансовая сторона проблемы, строго говоря, тоже нравственной. Но есть еще - внутренняя сложная нелогичная иррациональная, которую в приведенном примере, как и положено, Красная Королева «боится», отвергает и предаёт анафеме, ведь и от энергетики Earth Song «тащится» не она, а Белая Королева.

Один из финальных эпизодов клипа Леди Гага (силуэт с перчатками и слеза из правого глаза) – дань памяти Майклу Джексону, который (в некотором роде) тоже был монстром.


Вот такая «детская» сказка у Льюиса Кэрролла.
Прибавить я еще могу, если достанет времени, – тихо сказала Белая Королева. – Но отнимать! Нет, отнять мне не по силам.
Двусмысленная штука. "Прибавить" (читай) – интегрировать Белая Королева может, а "отнимать" (читай) – "разделять и властвовать", т.е. дифференцировать – удел Красной Королевы. Это те самые Ньютон и Лейбниц, Наполеон и Кутузов, Юнг и Фрейд. Это природа человеческой доброты (корни Супер-Эго) и эгоизма (Эго). Это левша и правша. Это кристаллизовавшийся и подвижный интеллект. Эти начала есть у всех людей, но смешаны по разному.

         {}

Постскриптум.

Изложенные в блоге рассуждение не лишены противоречий. Основная их цель – озвучить максимальному количеству людей схему амбивалентной непрерывной эволюции разума, как системы, управляющей видом, организмом, обществом и объективной реальностью.

Эволюция мозга (в самом начале) "квантована" изолированными ступеньками для наглядности и лучшего понимания двойственности механизмов мышления.

Если принять во внимание птиц, которые также заботятся о потомстве и являются прямыми потомками динозавров, но шли другим эволюционным путем, очевидно, что зарождение Белой Королевы происходило еще у динозавров (может это их и обособило от более примитивных рептилий), а необходимость в чем-то, подобном эмпатии, возникла еще у самых первых двуполых существ.

В рамках предложенной гипотезы возникновения и развития мозга также можно предположить его дальнейшее эволюционирование, которое должно привести к разделению его на два почти равноправных малозависимых Вычислителя (см. ЗАБАВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ) с общей долговременной памятью и небольшим перекосом для левого полушария в сторону преобладания анализа и для правого - синтеза. Соответственно, каждая из гемисфер должна иметь тенденцию к новому делению на индивидуальные (поверхностные, лобные) модули анализа и (более глубокие, тыловые) модули синтеза и визуальной обработки. Представленность остальных органов чувств будет соответствовать сложившемуся историческому (эволюционному) распределению.

К размышлению...

Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Льюис Кэрролл [перевод и послесловие Н. М. Демуровой; стихи в переводах С. Я. Маршака и Д. Г. Орловской; иллюстрации П. Чуклева]. – София: Издательство литературы на иностранных языках, 1967. – 226 с.

Wikipedia и Google в помощь.