Меню

Описание механизма возникновения и эволюции мозга (интеллекта) в четырех частях. Факты, выводы и немного "сказки". Требуются познания в области общей теории систем и многих специализированных областях знаний. Карточная символика и прочие атрибуты - дань гениальному Льюису Кэрроллу и теории вероятностей.

четверг, 18 апреля 2013 г.

Прогулка в "Зазеркалье" или откуда мы пришли (часть третья)

«The world believes it and I'm going crazy
I cannot take any more
I'm so glad that I'll never fit in
That will never be me
Outcasts and girls with ambition
That's what I wanna see (c'mon)»

P!nk

      {♣}   
– В школе мы еще не проходили утонченных манер, – сказала Алиса. – Мы пока учили сложение и вычитание всякими способами и на разный манер.
– Ты хочешь начать со сложения? – подхватила Красная Королева. – Прекрасно! Скажи, сколько будет один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один?
Я сбилась со счета, – виновато сказала Алиса. – Повторите, пожалуйста, помедленней.
Сложения она не знает, – отметила Красная Королева, – а вычитание, надеюсь, знаешь? Отними от восьми девять.
По-моему, удобнее отнимать восемь от девяти, – заикнулась было Алиса.
И вычитания не знает, – неумолимо отметила Красная Королева. – Проверим деление. Раздели булку ножом. Быстро – ответ!
Получится... – начала рассуждать Алиса, но Красная Королева ее перебила...
Это обычная беседа правши (Красная Королева) с левшой (юная Алиса). У левшей связи между полушариями мозга не столь жесткие, как у «правого» большинства. Поэтому информация в коре головного мозга может обрабатываться медленнее, но это не болезнь, а особенность. Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными, если не сказать больше. Известно, что левша Эйнштейн в школе считался туповатым, так как медленно усваивал информацию. Он не блистал даже в арифметике.

У сильного правши другие сложности: жесткие связи между полушариями как бы оставляют мало шансов на свободу творчества, разнообразие. Если предложить левше и правше одну и ту же задачу, то первый почти всегда найдет несколько способов решения.

Медлительность мышления левшей является, по всей видимости, самым простым (низкоуровневым) проявлением свойственной им неосознанной склонности к перфекционизму. К ней еще вернемся несколькими абзацами ниже.


Обращаясь к хронологии человеческой жизни, можно сказать, что формально момент рождения Белой Королевы (и начало восприятия пространства) совпадает с рождением человека, а еще точнее – с первым толчком плода в утробе матери (в ответ на прикосновение извне). Так начинается построение модели мира, необходимой Белой Королеве для СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ вверенным во владение новым телом и окружающей действительностью.

С этого момента и до прихода в процессе взросления и становления личности полноправной наследницы и хозяйки трона ИЕРАРХИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Красной Королевы «правит балом» именно Белая Королева. Она легко и быстро обучается естественным путем, используя все доступные каналы связи с внешним миром: сенсорное восприятие, язык эмоций, эмпатию, а затем и речь (и тем более письменность, ведь уши и, более того, глаза «на её стороне»).

Белая королева отлично чувствует пространство безотносительно выделения в нем какого либо вектора или направленности и, вместе с тем, практически не чувствует времени. Говоря математически, она непрерывно занимается сложнейшей задачей минимизации функционала с целью снижения Фрейдовского неудовольствия. Стимулом, побуждающим к этому, являются не только ощущения, поставляемые Ид, но и пусть менее приоритетные, но всё же потребности «душевного» плана (читай, непосредственно мозга), возникшие с приходом Белой Королевы.

Негативное агрессивное восприятие окружающей реальности правым полушарием, по сути, обусловлено необходимостью Белой Королевы постоянно «прислушиваться» к органам чувст, «быть на чеку, ожидая подвоха» и сводить к минимуму возникающие проблемы.

Моменту рождения Красной Королевы, не способной находиться в амбивалентном состоянии по своей сущности, соответствует дивергенция у ребенка эмоционального восприятия на абсолютные дискретные категории «хорошо» и «плохо». Так возникает базовый мнестический синтез – первый кирпичик микропрограммы «арифметико-логического устройства», который в последствии обрастет количественными характеристиками и сложными иерархическими взаимосвязями.

Кошка Шрёдингера

Нуждаясь в построении причинно-следственных связей в обрабатываемой информации, прогоняя её через себя, Красная Королева невольно «квантует» и упорядочивает порциями информацию, ведь она видит поток данных через некую оконную функцию, обусловленную временными паттернами колонок нейронов неокортекса и кратковременной памятью (подобно вейвлет или преобразованию Фурье). Она ощущает нутром бег времени и текущий момент, делит всю проходящую информацию лезвием в точке, не задумываясь о том, что было до и будет после.

Отсюда проистекает её неспособность «смотреть» далеко в будущее, т.е. буквально делать прогнозы на основе синтеза большого объема предшествующей информации. Зато в симбиозе с Белой Королевой она даёт мозгу вектор целеустремленности. Именно по этой причине подвижный интеллект без поддержки кристаллизовавшегося недальновиден и безинициативен.

Аутисты, у которых преобладает подвижный интеллект (читай, «отсутствует» Белая Королева), являются тому ярким (асимптотическим) примером. Их состояние характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, различными формами повторяющегося или ограниченного поведения (стереотипиией, намеренным соблюдением неких правил, расположениеем объектов определенным порядком, сопротивлением переменам, узкосфокусированным поведением, при котором интерес или активность направлены на единственный объект), генерализованной недостаточной обучаемостью (читай упражняемостью), усиленным вниманием и т.п.

Упорядочивание игрушек аутистом

Такое эволюционное программирование мозга в ходе жизни так же естественно, как весь предыдущий эволюционный путь развития самой жизни на Земле. Среди детей левшей гораздо больше, чем среди взрослого населения, а среди младенцев еще больше. По усредненным данным ряда авторов количество правшей и левшей составляет соответственно 52% и 47% в возрасте одного года, к двум годам эти показатели изменяются до 70% и 29%, а к семи годам достигают 80% и 20% соответственно.


Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному выстраиванию достаточно сложных программ поведения – свойство, данное им природой в противовес «уязвимым» точкам их мозговой организации.

Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный психологический фактор (если он недостаточен), решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем.

Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными, как речь взрослого человека, фразами.

Левшата – величайшие имитаторы и иллюзионисты. Внешне их речь выглядит великолепно, но попробуйте проверить у них фонематический слух, артикуляторные способности, спросите, что именно означает то или иное слово, и т.д. Результат, как правило, плачевный. Оказывается, что они воспринимают, запечатлевают и соответственно используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей.

То же самое может иметь место и в чтении. Маленький левша в четыре года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.
Буквы хотя бы ты знаешь? – спросила Красная Королева.
Конечно! – ответила Алиса.
Я тоже, – обрадовалась Белая Королева. – Нам еще не раз придется повторять их вместе, дорогая моя. Скажу тебе по секрету, я умею читать слова из одной буквы! Каково? Но не расстраивайся. Со временем и ты научишься.
Д.Н. (7 лет), которому учительница по русскому языку не ставила двоек, так как «таких ошибок не бывает». А среди ошибок было полное неразличение границ между словами, замена нужных букв зеркальными или подмена букв, различных по пространственному положению, например, д–б. Мальчик решил заучивать все слова наизусть, а потом просто воспроизводил их по памяти.

Ребенок в обход несостоятельности пространственного и фонетико-фонематического факторов, которые с запаздыванием формируются у левшей (недостаточность именно этих звеньев была зафиксирована при нейропсихологическом обследовании), сформировал свое письмо. Письмо как систему образов, опирающихся на зрительно-мнестические синтезы, то есть как бы повторил в своем онтогенезе развитие письма первобытного человека.

Л.П. (8 лет), писавший все слова слитно, вообще без каких-либо зазоров между ними, после полугода мучений взялся за изучение морфологии слова, затем проработал этимологический и лингвистический словари и, к «священному» ужасу мамы, стал ребенком с абсолютной грамотностью.

Р.Е. в пятилетнем возрасте решил досконально проработать важную для него научную проблему, и вконец замученные его расспросами родители объяснили ему (пошутили!), что, строго говоря, все интересующие его сведения в полном объеме содержатся в энциклопедии. Поскольку маленькие левши решают свои проблемы всерьез и основательно, Р.Е. спросил, как там можно найти нужное слово; ему изложили алгоритм пользования словарем.

На следующий день ребенок сидел перед энциклопедией, рядом лежала телефонная книжка. Ведь читать он умел, а сам алфавит автоматизирован, естественно, не был... Из всех возможных вариантов мальчик выбрал самый оптимальный с точки зрения изображения алфавита. Следует добавить, что идея использования телефонной книжки как опоры, как потом выяснилось, принадлежала самому Р.Е.

Становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Как было продемонстрировано в приведенных выше примерах, дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольного желания, по определенным психологическим законам.

Левша как бы всякий раз изобретает, а то и фантастическим (внешне) образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности – специфическое свойство левшей как популяции и не зависит от их возраста.

Очень часто, руководствуясь своим видением мира, левшата выстраивают такие мыслительные конструкции, которые поражают своей нетривиальностью (что прекрасно), но явно показывают, что обобщенная картина мира у них, мягко говоря, далека от общепринятой. А ведь им придется жить в мире правшей.

Так, Ж.С. (6 лет), классифицируя на обследовании различные карточки, сложила вместе «циркуль» и «ландыш» на том основании, что: «…Они оба шалашиком». На скептическую гримасу нейропсихолога она (с не менее скептической гримасой) заметила: «Ну конечно, ландыш подходит к ромашке, а циркуль к линейке, но ведь это так скучно…» Поскольку через месяц предстояло собеседование в школе, я попросила Ж. хотя бы там «поскучать» и отвечать на все вопросы как надо.

То есть в мозгу левшат наличествует не единый образ, а как бы два «информационных файла», две картины мира, содержащиеся соответственно в левом и правом полушариях.

Такое раздвоение вынужденное (что и показывает случай Ж.С.). Оно обусловлено необходимостью интегрироваться в мир правшей - навязано воспитанием, системой образования и обществом.

Кэрролловские Красная и Белая королевы, по сути, и олицетворяют эти два «информационных файла», о которых говорит психолог. Как им удается «договориться» между собой?! Как показывает практика, с трудом, что и наблюдают у левшат, анализируя их трудности в учебе и быту.

Конкурентное «демократическое» взаимодействие между полушариями, подчиненными разным Королевам (по своей сути еще более несовместимым, чем энантиоморфы Труляля и Траляля) приводит к некоему колебательному процессу в мышлении левшей, лишающему их целеустремленность единого вектора, сводящему её к бесконечному приближению к цели методом дихотомии.

Внешними проявлениями этой неустойчивости и внутреннего противоречия являются: склонность к перфекционизму (упомянутая выше), медлительность мыслительных процессов, умение находить сразу несколько решений поставленной задачи, пропадание интереса к какому-либо делу на пол-пути, наличие одновременного множества совершенно разноплановых занятий, эмоциональная неустойчивость и большая подверженность расстройствам психики (один из генов «отвечающих» за вероятную «левизну» LRRTM1 кроме прочего ассоциирован с повышенным риском психотических умственных расстройств, подобных шизофрении).

Весьма наглядной для пояснения механизма возникновения такого своеобразного «душевного» влечения к «совершенству» (которое, например, у Леонардо проявлялось в тысячах лессировок на мазок, небольшом количестве завершенных за всю жизнь картин и желании заняться всем) при конкурентной параллельной работе мозга левшей является аналогия с известной апорией о недостижимом – эмоционально окрашенная притча Линор Горалик «Ахилл говорит черепахе» (версия для левшей) или вариант Льюиса Кэрролла «Двухчастная инвенция, или что Черепаха сказала Ахиллу?» (для правшей), который, к тому же, прекрасно демонстрирует несовершенство логики. Ахиллу очень тяжело догнать Черепаху, а иногда и невозможно.


У правшей становление тех или иных звеньев, параметров психической деятельности имеет определенную упорядоченность. У левшей этот процесс может быть трансформирован до неузнаваемости. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваются быстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время.

И наоборот, есть определенные параметры психической деятельности, которые у правшей формируются поздно, а зачастую, в силу разных причин (в первую очередь СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - вернемся к ней в четвертой части), остаются невостребованными, недоразвитыми, что мало сказывается на успешности их обучения и адаптации.

У левшей последние не только развиваются с опережением, но и могут стать базисом для формирования более сложных функций. И если ориентироваться на правила онтогенеза правшей, возникает впечатление, что у левши определенная функция происходит «ниоткуда», поскольку традиционный для нее базис практически отсутствует.

Так, у А.К. (6 лет) выявлена полная несформированность пространственных (координатных, метрических, структурно-топологических) и квазипространственных (то есть отраженных в речи: «над–под», «перед–после» и т.п.) синтезов. В онтогенезе правшей именно на них опирается формирование счетных операций. Мальчик же и без них с легкостью владел математическими приемами 2–3 классов, решал сложнейшие головоломки. Как он объяснил, сочетания цифр, уравнений и головоломки кажутся ему необычайно красивыми, поэтому ему приятно ими заниматься. Таким образом, математика для этого маленького левши не производна от традиционных базисных звеньев; цифры, счет, числовое и пространственное поля, которыми он манипулирует, подчиняются для него законам «золотого сечения», канонам красоты, структуры, интуиции, эмоционально-чувственным процессам.

Вырастая, те самые 20-25% людей так и «не взрослеют», оставаясь «детьми»:
Мой милый друг, промчатся дни,
Раздастся голос грозный.
И он велит тебе: "Усни!"
И спорить будет поздно.
Мы так похожи на ребят,
Что спать ложиться не хотят.

Вокруг - мороз, слепящий снег
И пусто, как в пустыне,
У нас же - радость, детский смех,
Горит огонь в камине.
Спасает сказка от невзгод –
Пускай тебя она спасет.

Хоть легкая витает грусть
В моей волшебной сказке,
Хоть лето кончилось, но пусть
Его не блекнут краски,
Дыханью зла и в этот раз
Не опечалить мой рассказ.
В заключительном стихотворении Кэрролл вспоминает лодочную прогулку с тремя девочками Лидделл, когда он впервые рассказал «Алису в Стране чудес». В нем звучат отзвуком темы зимы и смерти из стихотворного вступления к «Зазеркалью» (отрывок одного из переводов которого приведен выше).
Д ень тот июльский уплыл навсегда.
О н унесен, как речная вода.
С олнце зашло и ушло без следа.
В ижу я лодку в сплетенье теней,
И вы, склоненные низко над ней,
Д евочку в сказке волшебной моей.
А лые листья осенней поры.
Н ету ни сказки, ни милой игры.
И ли и не было летней жары?
Я вспоминаю, и память жива.
А х, как бессильны любые слова!
Л ичико славное помню едва.
И мя я слышу. Во сне? Наяву?
С ловно я прошлое снова зову:
А лиса! Алиса! Ау!..
Это песня Белого Рыцаря, вспоминающего Алису до того, как она отвернулась и побежала вниз по холму, глядя вперед ясными глазами, чтобы перепрыгнуть через последний ручей и стать взрослой женщиной.


Примером внешнего проявления «высвобожденного» правого полушария и синхронной работы подкорково-корковых систем служит комплекс эмоционально-личностных особенностей левшей. Многочисленные исследования, проведенные на правшах, убедительно доказали, что эмоциональная жизнь человека находится под контролем подкорковых структур мозга и правого полушария. В то же время имеют место указания на особенности этого аспекта психической жизни у левшей по сравнению с правшами: более высокий уровень эмоциональности и нейротизма, достоверное снижение у них экстраверсии и социабельности.

Ослабление реципрокного взаимодействия полушарий и подкорково-корковых систем, а также более диффузная функциональная организация мозга левшей являются причиной таких явлений, как яркая полимодальная психопатологическая симптоматика, склонность к паранормальным явлениям, феноменам предвосхищения и т.п.
– Но ведь завтра ЗАВТРА станет СЕГОДНЯ! – воскликнула Алиса.
– Правильно. Но как только оно станет СЕГОДНЯ, оно перестанет быть ЗАВТРА, – отрезала Королева.
– Я совершенно запуталась, – расстроилась Алиса. – Как вы во всем этом разбираетесь?
– Ничего особенного, – ответила Королева. – Просто мы с тобой живем в РАЗНЫЕ стороны. Ты – туда, а я – обратно.
У меня в голове от всего этого ужасная путаница! – пожаловалась Алиса.
Это все потому, что ЗДЕСЬ тебе приходится жить не туда, а обратно. Поначалу у всех голова идет кругом, – утешила ее Королева.
Жить обратно! – воскликнула Алиса. – Я не сумею!
Зато, – продолжала Королева, – всегда помнишь, что будет ПОТОМ.
Я помню только то, что было РАНЬШЕ, – сказала Алиса. – Того, что еще не случилось, помнить невозможно!
Это и называется ИНТУИЦИЕЙ. На самом деле левши каждое утро просыпаются в «зазеркалье», а не наоборот, как показано в сказке. Для них «часы идут не в ту сторону»: пачкается бумага под рукой от письма, не стой стороны пришит карман для мобильного, не с той стороны расположены на нём кнопки регулировки громкости и пуговицы на одежде и соответственно ремень заправляется не в ту сторону, дизайн ножниц такой, что не видишь кромку бумаги, ручки для завода пружинных механизмов не с той стороны игрушек и часов и не в удобную сторону вращаются и т.д. и т.п.
Жалкая память! – пожала плечами Белая Королева. – Помнить то, что уже было, каждый может.
Вероятно, именно перечисленные выше факторы приводят у леворуких к созданию специфических интермодальных связей, способствующих их достижениям в сфере живописи и музыки, определяют их достоверно значимое накопление среди артистически одаренных. Они же актуализируются в том, что левши наилучшим образом адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей не столько высокой конвенциальности (условности), сколько инициативы и интуиции.

По поводу мозговой организации психической деятельности людей, давно ушедших из жизни, во многих случаях затруднительно что-либо прояснить из-за недостатка данных. С ныне здравствующими всё проще. Некоторые выводы можно сделать на основе бесчисленного множества фотографий и видео, дрейфующего в интернет. Обычно на детали не обращают внимания – какой рукой пользуются люди, зеркальные гитары и т.п., а список персоналий с (более или менее подтвержденным) левшеством, представленный ниже, интересен и вполне узнаваем.

Наука и предпринимательство: Алан Тьюринг, Альберт Эйнштейн, Анри Пуанкаре, Аристотель, Билл Гейтс, Генри Форд, Даль Владимир Иванович, Джеймс Клерк Максвелл, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Мария Склодовская-Кюри, Никола Тесла, Павлов Иван Петрович, Ричард Фейнман, Рокфеллеры, Стив Возняк, Стив ДжобсФридрих Ницше (Зигмунд Фрейд полагал, что по глубине познания самого себя, которое достигается не логикой, а интуицией, Ницше не было равных)...

Билл ГейтсРичард Фейнман

Генри ФордСтив Джобс

Марк ТвенАлександр Пушкин

Музыка: Боб Дилан, Вольфганг Амадей Моцарт, Джими Хендрикс, Джордж Майкл, Дитер Болен, Дэвид Боуи, Ёлка, Крис Ри, Константин Кинчев, Курт Кобэйн, Леди Гага, Людвиг Ван Бетховен, Марк Нопфлер, Меладзе Валерий, Мирей Матье, Натали Имбрулья, Никколо Паганини, Пинк, Пол Маккартни, Рики Мартин, Ринго Старр, Роберт Плант, Роберт Шуман, Святослав Вакарчук, Селин Дион, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Слим Уитман, Стинг, Фил Коллинз, Фредерик Шопен, Эллиот Эстон, Эминем, Энрико Карузо...

P!nkLady Gaga

Курт КобэйнЭминем

Марк НопфлерДжими Хендрикс

Слим УитманКрис Ри

Сэр Пол МаккартниРики Мартин

Валерий МеладзеЁлка

Константин КинчевСвятослав Вакарчук

Актёрское искусство: Анжелина Джоли, Антон Камолов, Бен Стиллер, Билл Мюррэй, Брюс Бокслейтнер, Брюс Уиллис, Вин Дизель, Вуди Аллен, Вупи Голдберг, Гаспар Ульель, Грета Гарбо, Деми Мур, Дениз Ричардс, Джамель Деббуз, Джеймс Камерон, Джейсон Стэтхэм, Джереми Реннер, Джессика Альба, Джим Керри, Джош Холлоуэй, Джулианна Мур, Джулия Робертс, Дрю Берримор, Дэвид Духовны, Дэн Эйкройд, Кейт Хадсон, Киану Ривз, Крис Такер, Курт Рассел, Лиза Кудроу, Лоуренс Фишборн, Микки Рурк, Милла Йовович, Морган Фримен, Мэрилин Монро, Мэттью Бродерик, Мэттью Перри, Николь Кидман, Опра Уинфри, Оуэн Уилсон, Пирс Броснан, Ридли Скотт, Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Сара Джессика Паркер, Саша Грей, Сильвестр Сталлоне, Скарлетт Йоханссон, Сухоруков Виктор, Тиль Швайгер, Том Круз, Фаина Раневская, Хью Джекман, Чарли Чаплин...

Чарли ЧаплинБрюс Уиллис

Морган ФрименДжулия Робертс

Милла ЙововичДэвид Духовны

Киану РивзКрис Такер

Джереми РеннерАнжелина Джоли

Оуэн УилсонВупи Голдберг

Лоуренс ФишборнДэн Эйкройд

Мэтью БродеррикРэй Лиотта

Политика: Александр Македонский, Альберт Гор, Барак Обама, Биньямин Нитаньяху, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Виктория (королева), Гай Юлий Цезарь, Гари Трумен, Георг II, Георг VI, Герберт Гувер, Джеймс Абрам Гарфилд, Джеральд Форд, Джорж Буш Старший, Жанна Д'Арк, Карл Великий, Коллин Пауэлл, Махатма Ганди, Наполеон Бонапарт, Отто Бисмарк, Пол Пот, Рональд Рейган, Тиберий, Уго Чавэс, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро, Чарльз (принц Уэльский), Уильям (герцог Кембриджский), Юпанки Льоку...

Джеральд ФордБилл Клинтон и Биньямин Нитаньяху

Уго ЧавэсБарак Обама

Джорж Герберт Уокер БушПринц Уильям

Список можно продолжать спортсменами (Гарри Каспаров, Диего Марадонна, Майк Тайсон, Роберто Карлос...) и не только (Дмитрий Табачник, Тина Канделаки, Ксения Собчак...). Среди необычных людей очень интересен Билли Миллиган.

Гарри КаспаровБилли МиллиганКсения Собчак

Стоит опять напомнить, что левшество и леворукость - не одно и то же, а определение известных (узнаваемых) людей весьма субъективно. И хотя приведенный список левшей основан на общих знаниях, частично подтвержден историческими свидетельствами и документальными данными, его абсолютная точность не может быть гарантирована.

Подобных списков существует достаточно много (1, 2, 3, 4 или, например, интересная дискуссия про астронавтов, которые здесь также были несправедливо не упомянуты).

В ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ рассмотрим взаимное влияние эволюции мозга, общества и окружающей действительности, а также моменты, выпадающие из поля зрения, остающиеся за кадром.

      {♣}   

К размышлению...

Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Льюис Кэрролл [перевод и послесловие Н. М. Демуровой; стихи в переводах С. Я. Маршака и Д. Г. Орловской; иллюстрации П. Чуклева]. – София: Издательство литературы на иностранных языках, 1967. – 226 с.

Эти невероятные левши. Пособие по детской нейропсихологии / Семенович Анна Владимировна – М.: Генезис, 2009. – 224 с. – ISBN: 978-5-98563-169-2.

Right Hand, Left Hand: The Origins of Asymmetry in Brains, Bodies, Atoms and Cultures / I. C. McManus - Harvard University Press, 2004. - 412p. – ISBN: 0674016130, 9780674016132

Левши / Доброхотова Тамара Амплиевна, Брагина Наталья Николаевна – М., 1994.

Мир леворуких / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. – Издание 2-е. – К.: Институт нейропсихиатрии А.Чуприкова, 2005. – 88 с. – ISBN 966-96557-4-9.

Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. / Доброхотова Тамара Амплиевна, Брагина Наталья Николаевна – М.: Медицина, 1977. – 360 с.

Was Alexander the Great left-handed? / Jocelyn Penny Small // LATERALITY. - 2006. - V. 11(6). - p.p. 562-565.

Wikipedia и Google в помощь.